«Мой ребенок будет ходить?» Этот вопрос, наверное, самый частый, который я слышу на приеме при осмотре детей с ДЦП – детским церебральным параличом. Задают и другие вопросы, но ходить – это так важно! Это критерий, понятный абсолютно всем.
До поры, до времени классификация детского церебрального паралича в нашей стране носила больше описательный (топографический) характер. И никоим образом не отвечала на вопросы родителей о будущем их детей. Спастический гемипарез, спастическая диплегия, дистоническая форма, атаксическая форма – все это лишь описывало медицинскими словами то, что родители видели и без помощи врачей. Ответить же на самые простые, но такие важные вопросы медикам было трудно.
Нет, конечно, ребенок с гемипарезом был куда перспективнее в двигательном развитии, чем малыш с двойной гемиплегией. Перспективнее. Но и только. А будет он ходить? А бегать? Или только сидеть? Вопросов всегда больше, чем ответов. И имевшаяся классификация детского церебрального паралича не способствовала их возникновению. Дети с ДЦП рассматривались и так и сяк, а единообразия в оценке их перспектив все не было.
Но в 1997 году профессором Канадского университета МакМастер Робертом Палисано с коллегами была разработана классификация ДЦП, основанная на функциональных возможностях ребенка без определяющей привязки к «топографической» форме этой патологии. Дети с ДЦП оценивались с точки зрения возможности выполнения ими движений, соответствующих возрастным нормам развития ребенка. Система была названа – GMFCS (Система оценки глобальных моторных навыков). Данная классификация позволила оценить перспективы двигательного развития ребенка, определить такое направление, как реабилитация детей с церебральным параличом и их социальная адаптация. Позволила родителям, врачам и реабилитологам объединенными усилиями проводить целенаправленную и потому более эффективную реабилитацию. «Система оценки глобальных моторных навыков» ответила на вопрос, прозвучавший в начале статьи.
В чем суть GMFCS?
Во главу угла GMFCS была поставлена возможность перемещения. Ползком, на четвереньках, на ногах, на инвалидной коляске, с помощью и без. То есть любым, доступным пациенту способом. Другие движения оцениваются тоже, но основная суть шкалы GMFCS – это возможность самостоятельного перемещения в пространстве.
Шкала GMFCS, не оценивая сохранность интеллекта ребенка, определяет тяжесть ДЦП именно со стороны опорно-двигательного аппарата и возможности самостоятельнго передвижения. Причем не только на момент производимой оценки, но и дает прогноз на отдаленное будущее. Перемещения из одного функционального класса в другой практически не происходит. Изредка такое возможно, но только у маленьких детей.
Шкала GMFCS. Структура
Шкала GMFCS делит детей с ДЦП на 5 функциональных классов (или уровней) в соответствии двигательным навыкам, приобретенным в определенные возрастные промежутки. Возрастных промежутков тоже 5: до 2 лет; от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 12 лет и от 12 до 18 лет. Самым легким является 1-ый функциональный класс, самым тяжелым – 5-ый.
Двигательные навыки, соответствующие тяжести ДЦП по GMFCS
При постановке диагноза с указанием тяжести двигательных нарушений по GMFCS не производят детальную расшифровку того, что пациент может. Просто пишут аббревиатуру с указанием номера функционального класса. Например: «ДЦП, спастическая диплегия, GMFCS 3», т.е. у пациента 3-ий функциональный класс спастического ДЦП с преобладающим поражением ног.
Итак, что будут уметь дети разных классов ДЦП
GMFCS 1
Возрастные периоды |
Двигательные навыки |
к 2 годам |
|
В 2 – 4 года |
|
В 4 – 6 лет |
|
В 6 – 12 лет |
|
В 12 – 18 лет |
|
GMFCS 2
Возрастные периоды |
Двигательные навыки |
к 2 годам |
|
В 2 – 4 года |
|
В 4 – 6 лет |
|
В 6 – 12 лет |
|
В 12 – 18 лет |
|
GMFCS 3
Возрастные периоды |
Двигательные навыки |
к 2 годам |
|
В 2 – 4 года |
|
В 4 – 6 лет |
|
В 6 – 12 лет |
|
В 12 – 18 лет |
|
GMFCS 4
Возрастные периоды |
Двигательные навыки |
к 2 годам |
|
В 2 – 4 года |
|
В 4 – 6 лет |
|
В 6 – 12 лет |
|
В 12 – 18 лет |
|
GMFCS 5
Возрастные периоды |
Двигательные навыки |
к 2 годам |
|
В 2 – 4 года |
|
В 4 – 6 лет |
|
В 6 – 12 лет |
|
В 12 – 18 лет |
|
Сильные и слабые стороны GMFCS
Сильные стороны
- Универсальность. Классификация применима для любой формы церебрального паралича. И понятна специалистам во всем мире.
- Постоянство уровня двигательных возможностей. Независимо от возраста и формы церебрального паралича, пациент остается на своем двигательном уровне и в 2 года и в 18 лет.
- Конкретность навыков и время их возникновения. В каждом классе есть определенный набор движений, которыми пациент может овладеть. Известно, какими именно и в каком возрасте. Например, бесполезно пациента 4-го уровня учить стоять без поддержки. А 2-го – и можно и нужно. Но требовать этого, положим, в 1,5 года – бессмысленно, зато к 4 – 5 годам подобный навык обязателен.
- Определенность будущих моторных возможностей. Знание медиками и родителями функционального класса переоценить невозможно! Оно определяет направление реабилитации детей с церебральным параличем, набор и последовательность реабилитационных мероприятий. Это знание дает возможность социализировать ребенка и определить круг его будущих интересов и возможностей.
Слабые стороны
- Возрастной фактор. В грудном возрасте трудно определить, к какому классу будет отнесен больной. Отсюда могут возникать ошибки с первоначальной оценкой степени тяжести ДЦП.
- Некая размытость возможностей. Внутри каждого класса пациент может реализовать все 100% своих возможностей, а может лишь частично. Это зависит от многих факторов. Кроме того, некоторые навыки стоят как бы на границе двух смежных уровней. Оценка моторных навыков пациента должна быть комплексной.
- Зависимость от внешних факторов. Перемещение из одного функционального уровня в другой происходит крайне редко. Но внутри своего уровня пациент может достичь большего или меньшего. И это зависит от отличных от болезни факторов: силы воли самого ребенка, настойчивости его родителей, квалификации реабилитолога, материальных ресурсов семьи и пр.
Теперь, вооружившись знанием «Системы оценки глобальных моторных навыков», можно ответить на вопрос, прозвучавший в начале статьи.
Информация, изложенная в статье, будет очень полезна родителям деток с этим страшным недугом — ДЦП. Вооружившись знаниями, которые описаны в статье, родители смогут чётко понимать, чего им ждать от той или иной степени ДЦП, и вовремя предпринимать правильные действия в отношении развития ребёнка. Чувствуется, что автор « болеет» за своё дело и хочет помочь и детям, и их родителям всем сердцем.
Спасибо, Юля. Для родителей детей с ДЦП и писал.
Только вот непонятно, как по этой шкале можно оценивать детей, которые имели необходимые навыки, а потом в силу некоторых причин утратили их.
Здравствуйте, Марина. Извините за нескорый ответ. Необходимо знать причины утраты имевшихся навыков. Тогда можно будет предположить возможность их восстановления. Например, после тяжелой болезни (пневмония, грипп и др.) навыки у пациентов с ДЦП могут иметь некоторый «откат». Но в дальнейшем они должны восстановиться. Если же причиной послужила, например, черепно-мозговая травма, то восстановления может не произойти. Но GMFCS не создана для оценки подобных ситуаций. Классификация рассматривает «нормальное» развитие ребенка с ДЦП, без учета тяжелого течения болезней, наркозов, травм и прочих бед, которые могут с ребенком произойти.