Двигательное развитие ребенка 1 года жизни

развитие ребенка
фото с сайта brmg

Навыки, приобретенные ребенком в первый возрастной период (от рождения до 1 месяца)

 

Мышечный тонус – то, что определяет активность новорожденного до 1 месяца жизни.

Оценить его можно либо, когда ребенок спит, либо при его спокойном бодрствовании. При отсутствии патологии новорожденный занимает «флексорную» позу из-за преобладания тонуса мышц-сгибателей (флексоров). Его конечности согнуты во всех суставах, руки прижаты к груди, кисти сжаты а большой палец в кулаке. Бедра немного разведены, а стопы в согнуты в сторону голеней. флексорная поза новорожденного Чаще всего тонус в верхних конечностях выше, чем в нижних.

Попытка полностью разогнуть коленные и локтевые суставы, а так же выпрямить руки вверх над головой (разгибание плечевых суставов) вызывает плачь ребенка – без боли это сделать невозможно.

Предлежание в момент родов может оказать влияние на позу новорожденного. При лицевом предлежании мышцы шеи могут находиться в гипертонусе. Тогда голова, в положении на боку, будет запрокинута. Тазовое предлежание оказывает влияние на тонус мышц нижних конечностей – они будут разогнуты.

Движения новорожденного спонтанные, резкие, амплитудные, в них отсутствует целенаправленность. Наиважнейшее движение, возникающее к концу периода новорожденности – попытка приподнять голову. На мгновение это получается, но удержать ее малыш еще не может, и голова падает обратно. Руки для опоры новорожденный не использует.

Навыки, приобретенные ребенком во второй возрастной период (от 1 до 3 месяцев)

В этом возрасте происходит дальнейшее снижение сгибательного гипертонуса. Появляются первые произвольные движения с элементами координации. Эти изменения происходит на фоне смены позотонических рефлексов выпрямительными рефлексами туловища. Какими движениями овладевает ребенок?

в 1 – 2 месяца

  • Поднимает и до 20 сек. удерживает голову, лежа на животе. Ноги выпрямлены или присогнуты и напряжены. Прижатые под грудью руки выполняют слишком малую опорную функцию. Голова поднимается почти исключительно силой мышц спины и шеи. КПД такой позы крайне мал. Ребенок быстро устает и опускает голову.
  • Появляются попытки удержания головы в вертикальном положении. Но несовершенная координация еще не позволяют ребенку это сделать. Создается ощущение, что голова «болтается».
  • Возникают первые сложные, произвольные движения руками: малыш трогает себя за лицо, сосет пальцы.

 

в 2 – 3 месяца

  • Происходит изменение положения рук: локти слегка выводятся вперед, что частично снимает нагрузку с мышц спины, стабилизирует положение тела и позволяет свободно двигаться ногам.
  • Поднимает голову и продолжительно, устойчиво удерживает ее.
  • Рассматривает руки их и может осознанно тереть ими глаза и нос.

Навыки, приобретенные ребенком в третий возрастной период (от 3 до 6 месяцев)

В этот период не только совершенствуются имеющиеся и приобретаются новые навыки, но и начинается активное познание окружающей ребенка среды. Появляются сложные движения с участием всего тела, а не только отдельных его частей. Значение мышечного тонуса снижается, а главенство остается за цепными симметричными и антигравитационными рефлексами.

 

в 3 – 4 месяца

  • Свободно удерживает голову в вертикальном положении.
  • Тянет руки к предмету, который вызвал интерес.

 

в 4 – 5 месяцев

  • Нормализуется тонус верхних конечностей. Редуцируются позотонические рефлексы, формируются установочные. Как следствие, ребенок на животе выносит руки на уровень плеч и разгибает их в локтевых суставах на 90°. Это увеличивает площадь опоры и устойчивость и позволяет манипулировать центром тяжести. ребенок удерживает голову, опираясь на руки
  • В положении на спине, обнаружив над собой что-либо интересное, малыш поднимает голову и тянется ею, как-будто пытается сесть. Впоследствии именно это и произойдет.
  • Некоторые дети, выгибаются «мостиком», опираясь затылком или плечевым поясом с одной стороны и ягодицами или пятками с другой. Это подготовка к одному из вариантов переворота на живот.
  • Происходит переворот со спины на живот. Переворот «блоковый», то есть поворачивается сразу все тело. навык переворота на живот блоком Способов переворота два:
  1. Ребенок сгибает ноги и заваливает их вбок. Ноги помогают перевернуться всему телу.
  2. Ребенок встает на «мостик» и заваливается набок всем телом.
  • Полностью раскрываются пальцы кисти.
  • Формируется целенаправленный ладонный захват предмета. Ребенок с большим количеством хаотичных движений протягивает к предмету руку, прикасается ладонью и сжимает пальцы. Это первое самостоятельное сложное действие по захвату предмета.

в 5 – 6 месяцев

  • Может сидеть с поддержкой за бедра. Без поддержки – падает.
  • «Блоковый» переворот на живот меняется на взрослый, ротационный (винтовой) переворот, при котором сначала поворачивается голова, затем плечевой пояс и в последнюю очередь таз и ноги.
  • Совершенствуется произвольный захват предмета обеими руками.
  • Нарастает сложность манипуляций верхними конечностями. Малыш разводит руки, соединяет кисти, берет пальцы и кулаки в рот, перебирает одеяло. Но все это – грубая моторика. Тонкая моторика малышу пока недоступна.
  • Тонус нижних конечностей снижается практически до нормы.

Навыки, приобретенные ребенком в четвертый возрастной период (от 6 до 9 месяцев)

Этот период характеризуется полным угасанием всех безусловных рефлексов (кроме сосательного). Основным в развитии маленького человека становится само движение, в отличие от предыдущих этапов, когда главенствовала поза.

 

в 6 – 7 месяцев

  • Лежа на животе, малыш опирается на выпрямленные руки, легко манипулируя центром тяжести, опираясь то на одну руку, то на другую. навыки перемещения центра тяжести на животе
  • Достает игрушку одной рукой, опираясь на другую.
  • В 6½ — 7 мес переворачивается с живота на спину ротационным поворотом.
  • Посаженный, не требует посторонней помощи — сидит, с опорой руками. Но сам сесть не может.

 

в 7 – 8 месяцев

  • Хватает игрушки одной рукой, перекладывает ее из руки в руку.
  • В 7-7½ месс ползает на животе, но целенаправленное ползание получается с трудом. Чаще ребенок ползет назад или вращается на месте, а к цели своего интереса передвигается перекатами.
  • Уже через 2 недели, в 7½-8 мес, малыш активно ползет вперед, подтягиваясь на руках.
  • Встает на четвереньки и раскачивается.
  • В 7½-8 мес начинает садиться, используя один из двух способов: с четверенек или со спины через бок, с опорой на руку (как садятся взрослые).
  • Ближе к 8 мес выходит из положения сидя без посторонней помощи.

 

в 8 – 9 месяцев

  • Ползает на четвереньках. Движение конечностей – попеременное. Навык возникает тем быстрее, чем интереснее предмет, к которому ребенок пытается добраться. навык ползания на четвереньках
  • Встает, держась за бортик кроватки, диван, стену и пр., т.е. за любую опору, но садиться обратно еще не умеет и громко взывает о помощи к родителям.
  • К 9-му месяцу у опоры переступает приставными шагами. навыки стояния и перешагивания у опоры
    ·

Навыки, приобретенные ребенком в пятый возрастной период (от 9 до 12 месяцев)

Здесь правит бал вертикализация, совершенствование механизмов сохранения равновесия, осмысленность и целенаправленность движений.

в 9 – 10 месяцев

  • Отпускает руки и стоит несколько секунд ни за что не держась, но все же падает на ягодицы. В течение последующих 2 мес это умение совершенствуется.
  • Ходит с поддержкой за две руки.

 

в 10 – 12 месяцев

  • Осваивает приседание из стояния без опоры. Вставание из этой позы появится позже.
  • Уверенно ходит с поддержкой за одну руку.
  • В 11-12 мес делает попытки ходить самостоятельно. Сначала передвижение происходит на полусогнутых, широко расставленных ногах. Походка совершенствуется 3-4 нед. Сложнее всего даются повороты.

Ребенок должен самостоятельно пойти до 1г2мес.

Допустимым считается отклонение от указанных норм в пределах 6 недель.

Двигательное развитие ребенка 1 года жизни: 2 комментария

  1. Полезная информация для молодых мамочек. Совершенно верно указано, что отклонения в пределах 6- ти недель абсолютно нормальны. У всех детки разные, и их развитие происходит индивидуально.

    1. Спасибо, Юля. Действительно, в медицине не существует точечной нормы — всегда только сектор. И все же, Гауссовскую кривую никто не отменял. Чем ближе ее рубеж, тем больше напрягаются врачи. Если, например, ребенок доношен, но в 3 месяца не поднимает голову стоит начать активные действия, независимо от того, что в «запасе», вроде бы, есть еще пара недель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *