По мне, так куда менее раскрученная и порядком подзаброшенная Балтийская коса представляет значительно больший интерес, чем ее широко известная и окультуренная «сестра» Куршская коса. Имея такие же великолепные песчаные пляжи и почти не тронутое разнообразие флоры / фауны, Балтийская коса богата и иными, порой небезопасными, «артефактами».
Как добраться
Балтийская коса отчасти пограничная зона, отчасти открытый ныне город Балтийск. Добраться до Балтийска можно разными способами. Если появилось желание, то найти вариант доезда не составит труда.
Мы, например, отдыхая в Светлогорске, арендовали на 2-ое суток автомобиль: для однодневного посещения Куршской и Балтийской косы.
На косу можно попасть только либо на катере, либо на пароме. Для автомобилистов, к коим мы и принадлежали, вариант только один – последний. В навигатор лучше всего ввести адрес Балтийской судоходной компании – Морской бульвар 2Б.
В ее помещении продаются билеты на паром. Цена зависит от возраста пассажира, наличия (или отсутствия) велосипеда при нем и тоннажа автомобиля. Цены и даже расписание курсирования паромов с течением времени меняются, так что лучше уточнить все интересующее на сайте пароходства.
Рекомендую, как приедете в порт, сразу встать в очередь автомобилей и пойти покупать билет.
Очередь автомобилей на паром. На 1 этаже высокого здания касса.
Понадобится ПТС. Паром перевозит около 2 десятков машин и ходит 1 раз в 2 часа, а желающих попасть на полуостров, особенно в выходной день, более чем достаточно.
Впрочем, купить билет можно прямо на пропускном пункте, но лучше не «дразнить гусей», задерживая человеко-автомобильный поток на паром, и сделать это до начала погрузки.
Паром
Я уже говорил, что паром вмещает около 20 автомобилей. Упаковывают их очень плотно.
Люди и машины загружаются раздельно. Через пролив ходят 2 парома: «Вистула» и «Нида». Мы плыли на «Вистуле». Весь путь до причала на противоположном берегу занимает около 10 минут. И все это время можно любоваться удаляющимся портом Балтийска, приближающейся Балтийской косой, кораблями и колонией лебедей (да-да!). Причалив, паром высадил нас, забрал пассажиров и авто с противоположной стороны и двинулся обратно, в сторону Балтийска.
2 дороги
От пристани на Балтийской косе идет несколько дорог. Но, по большому счету, их две. Это улица Некрасова – от порта напрямик. И Морская набережная – вправо, через площадь и вдоль пролива.
Тут, как у того камня на распутье: куда пойдешь, то и найдешь. Движение по любой из этих дорог определяет те интересности, которые на ней увидишь. Иными словами – это 2 маршрута, каждый со своими достопримечательностями.
Мы проехали по каждой из них. К сожалению, посмотрев все бегло и не в полной мере. Но для детального ознакомления со всеми богатствами Балтийской косы вряд ли хватит нескольких часов, что мы потратили на путешествие.
Небольшое уточнение
Балтийская коса – место не только с богатой историей, но и с незначительно тронутой природой. Точнее, с природой, которая, не будучи на корню загубленной прежними жителями, смогла восстановиться за десятилетия полузаброшенности и полузабвения.
Потенциал этого места велик как для простых туристов (типа нас), так и для серьезных научных исследований: этнографических, исторических, экологических, орнитологических и т.д.
Но, все же, вернемся к нашей поездке.
Маршруты
Каждый из маршрутов выводит на интересные артефакты, как правило, новейшей истории, Балтийской косы. Зная, что хочешь посмотреть, можно выбрать любой из них и обследовать его настолько тщательно, насколько захочется. Вот скрин карты с обозначениями, что и где можно увидеть.
Знай это вначале, мы бы наверняка перераспределили время своего посещения и изменили маршрут движения по полуострову. Но получилось так, как получилось…
Маршрут №1 (с ул. Некрасова)
С причала мы поехали прямо по улице Некрасова. Не потому что знали, куда надо ехать, а просто двинулись наугад. Так начался для нас маршрут №1 и знакомство с останками авиабазы Нойтиф.
Немного истории
Аэропорт немцы начали строить в 1934 году и строили его 5 лет. Денег это потребовало немало, но стратегическое положение авиабазы, потенциальные возможности защиты и атаки того стоили.
Если бы авиабазы имели звездность, то авиабаза «Нойтиф» имела все 5. Полная инфраструктура (даже казино было), полосы с подогревом, что оберегало их от обледенения, расположение взлетных полос под углом друг к другу, что позволяло взлетать и принимать самолеты при любом ветре, мощная береговая зенитная батарея Лемберг, возможность длительного автономного функционирования. Вдобавок, база гидросамолетов в полуискусственной гавани, коммуникации на дне залива, помогавшие взлету и посадке гидросамолетов в любое время суток и многое другое.
Но вот парадокс. При такой организации база «Нойтиф» принимала далеко не самое активное участие в боевых действиях. По-настоящему повоевать ей пришлось только в конце войны. И то, основным «действующим лицом» выступала не сама авиабаза, а батарея Лемберг, которая не сдавалась вплоть до апреля 1945 года.
С тех времен остались грандиозные самолетные ангары, здания обслуживающих помещений, казармы и пр. Вот, нашел на просторах интернета хорошую карту авиабазы.
После взятия нашими войсками, авиабаза была переименована в базу «Коса» и использовалась для базирования противолодочной авиации. Но в начале 90-ых военная часть была расформирована. Самолеты подвергли «конверсии», т.е. попросту уничтожили. А здания, которые еще долго можно было бы использовать, начали приходить в негодность и разрушаться. Что делать! Это было очень трудное время для всей страны.
***
С улицы Некрасова мы свернули налево и выехали на Малую набережную. И остовы некогда громадных строений предстали пред нашими глазами. От них уже мало, что осталось, но даже сейчас они поражают воображение своими размерами и, как ни странно, относительной сохранностью. Пережить войну и более чем 30-летнее забвение с разгулом вандализма – это внушает смешанные чувства восхищения и уважения. Вот некоторые фотографии останков огромных ангаров и аэродромных зданий.
Транспорт
Хочу сделать небольшое отступление. Перемещаться по Балтийской косе можно разными способами.
Можно на автомобиле. Удобно, но мало, куда сможешь добраться.
Можно ногами. Доберешься везде, но времени на это уйдет – мама не горюй!
В то же время есть более оптимальный способ, чем первые два. Рядом с причалом какое-то ненормальное количество прокатных пунктов велосипедов. Но в процессе путешествия по полуострову я пришел к мнению, что их могло бы быть и еще больше. Велосипед – наиболее удобный способ передвижения по Балтийской косе. Да, иногда он едет на тебе, но чаще все же ты на нем. Велик пройдет там, где спасует даже серьезный внедорожник. Мы в этом убедились. И дело не только в песке, который повсюду, не только в разбитом и растрескавшемся бетоне старых дорог, но и в узеньких, заросших всем, чем только можно, лесных дорогах, дорожках и тропинках. Так что велосипедист – наиболее «оптимизированный» путешественник по этой земле.
Кроме того, велосипед можно оставить где угодно (не угонят) и предаться исследовательской деятельности.
Маленькое предупреждение о серьезных проблемах
Я понимаю, что в таком месте хочется залезть, как можно глубже или как можно выше.
Неизвестное манит. Но не стоит лазить во всякие дыры или забираться на крыши зданий. Нет, вряд ли исследователь встретит там противопехотную мину или что-то еще взрывоопасное. Хотя… бомбили косу изрядно, и что-то могло остаться. Но у всякой конструкции есть предел прочности и время жизни. А 80 с гаком лет и снаряды с авиабомбами этот срок значительно сокращают. Так что, не стоит испытывать судьбу.
***
Дальше мы двинулись в сторону взлетно-посадочной полосы. По дороге то тут, то там встречались останки оборонительных (или бог ведает каких) сооружений, само собой, изрядно изгаженных.
Но доехав до полосы и оценив состояние бетонного покрытия, ехать по ней дальше мы не рискнули. Повернув в лес, мы постарались обогнуть взлетку по лесным дорогам. И у нас даже это почти получилось, но песчаный участок длиной метров в 30 оказался для автомобиля непреодолимой преградой. Увы!
Впрочем дорогу мы все-таки нашли. Причем, если бы не мудрствовали с лесными тропами, то сделали это куда быстрее.
По дороге мы видели циклопические здания не то ангаров, не то мастерских
И несколько практически полностью не развалившихся, а грамотно снесенных зданий с аккуратными кучами кирпича и бетона.
Немного истории
Немногим более 20 лет назад, по некоторым данным, эта территория обрела частного собственника. И ничего особого на ней не происходило. Но в 2014 году командующий Балтийским флотом как-то сказал, что авиабазу можно было бы и восстановить. Тем более, что многие постройки возможно использовать, после надлежащего ремонта.
Можно предположить, что у собственника есть уши, и он тоже услышал эти слова. А может, так просто совпало. Но здания были довольно быстро снесены. И ремонтировать, на данный момент, в общем-то уже нечего.
***
Достигнув, наконец, другой стороны взлетной полосы и полюбовавшись на нее, мы поехали дальше.
Конечной целью для нас была береговая зенитная батарея «Лемберг». Сразу скажу, наш путь не увенчался успехом. И попытки были прекращены после того, как мы несколько раз, используя разные дороги, приезжали к колючей проволоке, огораживающей пограничную военную часть. Туда, без местной прописки нам путь был заказан.
Мы не знали, что попросту проехали место, где можно было оставить машину и пройти метров 400 ногами. И цель была бы достигнута, но… повторюсь, тогда мы этого не знали. Вот карта, где останавливаются машины (стихийная парковка) и откуда можно дойти до берега ногами. Или доехать на велосипеде.
По словам свидетелей, там можно найти остатки капониров и бункеров. Одни на пляже, другие в воде, часть находится на территории военной части. Но, как говорят, военным до старых, развалившихся бетонных конструкций нет никакого дела. Впрочем, при всей терпимости пограничников к соотечественникам, проверять это не стоит.
Там же расположен замечательный песочный пляж, чего не скажешь о противоположной стороне острова (со стороны Калининградского залива), где купаться лучше не стоит. Совсем не стоит!
Потерпев фиаско в своих поисках остатков батареи Лемберг и места для купания, мы развернулись и двинулись обратно, к причалу. Весь наш путь, по прямой, был около 4-4,5 км. Вроде недалеко, но немного адреналина мы поимели, колеся по разным дорогам. В том числе по лесным, где двигаться можно было только вперед, и развернуться невозможно.
Так закончился маршрут №1 и рассказ о нем. О маршруте №2 расскажу в следующем посте (более коротком). А то этот что-то слишком затянулся.
До встречи!
Очень интересный маршрут! И отдельное спасибо за историческую часть!
Спасибо, Настя! Очень приятна твоя оценка, и что ты отслеживаешь жизнь блога, выходящего из затяжного «сна»". 🙂