Навыки, приобретенные ребенком в первый возрастной период (от рождения до 1 месяца)
Мышечный тонус – то, что определяет активность новорожденного до 1 месяца жизни.
Оценить его можно либо, когда ребенок спит, либо при его спокойном бодрствовании. При отсутствии патологии новорожденный занимает «флексорную» позу из-за преобладания тонуса мышц-сгибателей (флексоров). Его конечности согнуты во всех суставах, руки прижаты к груди, кисти сжаты а большой палец в кулаке. Бедра немного разведены, а стопы в согнуты в сторону голеней. Чаще всего тонус в верхних конечностях выше, чем в нижних.
Попытка полностью разогнуть коленные и локтевые суставы, а так же выпрямить руки вверх над головой (разгибание плечевых суставов) вызывает плачь ребенка – без боли это сделать невозможно.
Предлежание в момент родов может оказать влияние на позу новорожденного. При лицевом предлежании мышцы шеи могут находиться в гипертонусе. Тогда голова, в положении на боку, будет запрокинута. Тазовое предлежание оказывает влияние на тонус мышц нижних конечностей – они будут разогнуты.
Движения новорожденного спонтанные, резкие, амплитудные, в них отсутствует целенаправленность. Наиважнейшее движение, возникающее к концу периода новорожденности – попытка приподнять голову. На мгновение это получается, но удержать ее малыш еще не может, и голова падает обратно. Руки для опоры новорожденный не использует.
Навыки, приобретенные ребенком во второй возрастной период (от 1 до 3 месяцев)
В этом возрасте происходит дальнейшее снижение сгибательного гипертонуса. Появляются первые произвольные движения с элементами координации. Эти изменения происходит на фоне смены позотонических рефлексов выпрямительными рефлексами туловища. Какими движениями овладевает ребенок?
в 1 – 2 месяца
- Поднимает и до 20 сек. удерживает голову, лежа на животе. Ноги выпрямлены или присогнуты и напряжены. Прижатые под грудью руки выполняют слишком малую опорную функцию. Голова поднимается почти исключительно силой мышц спины и шеи. КПД такой позы крайне мал. Ребенок быстро устает и опускает голову.
- Появляются попытки удержания головы в вертикальном положении. Но несовершенная координация еще не позволяют ребенку это сделать. Создается ощущение, что голова «болтается».
- Возникают первые сложные, произвольные движения руками: малыш трогает себя за лицо, сосет пальцы.
в 2 – 3 месяца
- Происходит изменение положения рук: локти слегка выводятся вперед, что частично снимает нагрузку с мышц спины, стабилизирует положение тела и позволяет свободно двигаться ногам.
- Поднимает голову и продолжительно, устойчиво удерживает ее.
- Рассматривает руки их и может осознанно тереть ими глаза и нос.
Навыки, приобретенные ребенком в третий возрастной период (от 3 до 6 месяцев)
В этот период не только совершенствуются имеющиеся и приобретаются новые навыки, но и начинается активное познание окружающей ребенка среды. Появляются сложные движения с участием всего тела, а не только отдельных его частей. Значение мышечного тонуса снижается, а главенство остается за цепными симметричными и антигравитационными рефлексами.
в 3 – 4 месяца
- Свободно удерживает голову в вертикальном положении.
- Тянет руки к предмету, который вызвал интерес.
в 4 – 5 месяцев
- Нормализуется тонус верхних конечностей. Редуцируются позотонические рефлексы, формируются установочные. Как следствие, ребенок на животе выносит руки на уровень плеч и разгибает их в локтевых суставах на 90°. Это увеличивает площадь опоры и устойчивость и позволяет манипулировать центром тяжести.
- В положении на спине, обнаружив над собой что-либо интересное, малыш поднимает голову и тянется ею, как-будто пытается сесть. Впоследствии именно это и произойдет.
- Некоторые дети, выгибаются «мостиком», опираясь затылком или плечевым поясом с одной стороны и ягодицами или пятками с другой. Это подготовка к одному из вариантов переворота на живот.
- Происходит переворот со спины на живот. Переворот «блоковый», то есть поворачивается сразу все тело. Способов переворота два:
- Ребенок сгибает ноги и заваливает их вбок. Ноги помогают перевернуться всему телу.
- Ребенок встает на «мостик» и заваливается набок всем телом.
- Полностью раскрываются пальцы кисти.
- Формируется целенаправленный ладонный захват предмета. Ребенок с большим количеством хаотичных движений протягивает к предмету руку, прикасается ладонью и сжимает пальцы. Это первое самостоятельное сложное действие по захвату предмета.
в 5 – 6 месяцев
- Может сидеть с поддержкой за бедра. Без поддержки – падает.
- «Блоковый» переворот на живот меняется на взрослый, ротационный (винтовой) переворот, при котором сначала поворачивается голова, затем плечевой пояс и в последнюю очередь таз и ноги.
- Совершенствуется произвольный захват предмета обеими руками.
- Нарастает сложность манипуляций верхними конечностями. Малыш разводит руки, соединяет кисти, берет пальцы и кулаки в рот, перебирает одеяло. Но все это – грубая моторика. Тонкая моторика малышу пока недоступна.
- Тонус нижних конечностей снижается практически до нормы.
Навыки, приобретенные ребенком в четвертый возрастной период (от 6 до 9 месяцев)
Этот период характеризуется полным угасанием всех безусловных рефлексов (кроме сосательного). Основным в развитии маленького человека становится само движение, в отличие от предыдущих этапов, когда главенствовала поза.
в 6 – 7 месяцев
- Лежа на животе, малыш опирается на выпрямленные руки, легко манипулируя центром тяжести, опираясь то на одну руку, то на другую.
- Достает игрушку одной рукой, опираясь на другую.
- В 6½ — 7 мес переворачивается с живота на спину ротационным поворотом.
- Посаженный, не требует посторонней помощи — сидит, с опорой руками. Но сам сесть не может.
в 7 – 8 месяцев
- Хватает игрушки одной рукой, перекладывает ее из руки в руку.
- В 7-7½ месс ползает на животе, но целенаправленное ползание получается с трудом. Чаще ребенок ползет назад или вращается на месте, а к цели своего интереса передвигается перекатами.
- Уже через 2 недели, в 7½-8 мес, малыш активно ползет вперед, подтягиваясь на руках.
- Встает на четвереньки и раскачивается.
- В 7½-8 мес начинает садиться, используя один из двух способов: с четверенек или со спины через бок, с опорой на руку (как садятся взрослые).
- Ближе к 8 мес выходит из положения сидя без посторонней помощи.
в 8 – 9 месяцев
- Ползает на четвереньках. Движение конечностей – попеременное. Навык возникает тем быстрее, чем интереснее предмет, к которому ребенок пытается добраться.
- Встает, держась за бортик кроватки, диван, стену и пр., т.е. за любую опору, но садиться обратно еще не умеет и громко взывает о помощи к родителям.
- К 9-му месяцу у опоры переступает приставными шагами.
·
Навыки, приобретенные ребенком в пятый возрастной период (от 9 до 12 месяцев)
Здесь правит бал вертикализация, совершенствование механизмов сохранения равновесия, осмысленность и целенаправленность движений.
в 9 – 10 месяцев
- Отпускает руки и стоит несколько секунд ни за что не держась, но все же падает на ягодицы. В течение последующих 2 мес это умение совершенствуется.
- Ходит с поддержкой за две руки.
в 10 – 12 месяцев
- Осваивает приседание из стояния без опоры. Вставание из этой позы появится позже.
- Уверенно ходит с поддержкой за одну руку.
- В 11-12 мес делает попытки ходить самостоятельно. Сначала передвижение происходит на полусогнутых, широко расставленных ногах. Походка совершенствуется 3-4 нед. Сложнее всего даются повороты.
Ребенок должен самостоятельно пойти до 1г2мес.
Допустимым считается отклонение от указанных норм в пределах 6 недель.
Полезная информация для молодых мамочек. Совершенно верно указано, что отклонения в пределах 6- ти недель абсолютно нормальны. У всех детки разные, и их развитие происходит индивидуально.
Спасибо, Юля. Действительно, в медицине не существует точечной нормы — всегда только сектор. И все же, Гауссовскую кривую никто не отменял. Чем ближе ее рубеж, тем больше напрягаются врачи. Если, например, ребенок доношен, но в 3 месяца не поднимает голову стоит начать активные действия, независимо от того, что в «запасе», вроде бы, есть еще пара недель.