Путешествия        10 июля 2017        232         4

Маршрут одного дня по Черногории № 1 Скадарское озеро (часть первая)

Общие впечатления о маршруте

Так единожды сложилось и теперь стало неизменным, что в своих путешествиях мы арендуем автомобиль, и он становится рабочей и ездовой лошадкой на просторах посещаемой страны.

Режим нашего отдыха предполагает выезд на один день с последующим возвращением к месту «постоянного базирования». Один из таких маршрутов: город Скойчиджевойка (наша «база») рядом с Петровацем – город Вирпазар (с прогулкой по Скадарскому озеру) – деревушка Доньи Муричи (с купанием в Скадарском озере) – город Улцинь (с купанием на местном песчаном, что большая редкость для Черногории, пляже) – возвращение в Скойчиджевойку.

Весь маршрут протяженностью около 155 км и, вместе с реализацией всех наших планов, занял весь день, то есть, выехав в 10.30, мы вернулись в районе 21.00.

Маршрут проходит по предгорьям и горам. Назвать его простым у меня не поворачивается язык. За рулем я много лет и неоднократно проезжал за день по 1000 км и больше. Но в конце этого маршрута я реально устал. Гетц – хорошая машинка, но для  крутых горных подъемов по дороге не самого отменного качества его движок оказался слабоват. Как следствие, пришлось передвигаться с выключенным кондиционером. Чаще всего на 1, 2, максимум – 3-ей передаче. Температура в тени +30. Но тени нет. На серпантине слепые повороты – один за другим. Сигналить почти перед каждым поворотом стало уже привычным действием. Прямые участки на горной дороге короткие. Разъехаться два автомобиля могут с трудом, иногда не могут вовсе. Обочин нет – либо в скалу, либо в пропасть. Короче, не самая простая горная дорога. Будьте к этому готовы и выбирайте двигатель помощнее. А если вождение авто – не самый сильный ваш навык, то и другой (не наш) маршрут.

Навигатор

При поездке по любой неизвестной местности в прошлом были важны карты, в наше время – навигационные программы. Мы используем «Sygic». Далее – «навигатор», подразумевая навигационную программу, а не сам прибор. По старой доброй традиции костерим его почем зря, но пользуемся именно им. Дублируем на разных носителях, иногда дублировали, загружаемые карты. И все же — «Sygic». В этот раз я загрузил на пробный период еще и «Navitel». Результат разочаровал.

скриншот навигатора

Navitel не сработал

Короче, снова «Sygic».

Дорога на Вирпазар

В настройках маршрута значилось: «самый быстрый маршрут». И из двух возможных вариантов навигатор предложил нам путь через горы, по трассе М2. В обход платного туннеля. Виды на Петровац, окрестные бухты, на горы, ущелья и Скадарское озеро открываются совершенно фантастические.

горы Черногории

Будванская Ривьера


побережье Будванской Ривьеры

Та же Будванская Ривьера


озеро с островами

Скадарское озеро


побережье озера

Скадарское озеро (снимок сделан с дороги на Муричи)


берег озера

Побережье Скадарского озера. Виден кусочек дорожного серпантина (снимок сделан с дороги на Муричи)

Но водитель всех этих красот не увидит. Он, на пару с автомобилем, будет бороться с горным серпантином.

Второй маршрут куда менее экстремальный, более комфортный, но более долгий и не столь живописный. Он проходит через трассу М2.4 (E65/E80) и платный туннель. Оплата, на данный момент, 4 евро. Едущим по старинке, то есть по картам, что для Черногории вполне пригодно, ориентир – на развилке над Петровацем надо уходить вправо и вниз – на Сутоморе. Не доезжая до которого, в районе Зграде, на перекрестке, надо повернуть направо под указатель «Подгорица». Трасса потом через туннель выведет к самому Вирпазару.

Вирпазар

При съезде с трассы и пересечении переезда обязательно посмотрите, не едет ли поезд. Переезд не регулируется, несмотря на наличие шлагбаумов, а въезд через мост в город короткий, машин много и застрять на путях можно только так. Возмущенные гудки тепловоза слышатся регулярно.

железнодорожный переезд

Ж/Д переезд на въерде в Вирпазар

 

При въезде в город автомобили встречает отряд физически подтянутых молодых полиглотов. На разных языках мира они объясняют въезжающим автомобилистам, что если те приехали посмотреть на красоты озера, то парковка находится на обочине дороги вдоль железнодорожных путей. А именно: после пересечения переезда  надо доехать до моста (пара десятков метров) и левым поворотом уйти на него.

автомобильный мост

Мост на который надо свернуть для проезда на парковку

Дальше ошибиться невозможно. Парковка, естественно, бесплатная.

 

Надо заметить, что Вирпазар с его 300 (тремястами) жителями и несколькими домами довольно сложно воспринять, как полноценный город. Но для Черногории это явление не редкое.

Весь город живет «от озера», точнее от Национального парка «Скадарское озеро». Нет, здесь не занимаются промышленным ловом рыбы или ее разведением, не выращивают сахарный тростник и не добывают целебные грязи. Основа жизни этого небольшого городка – организация туризма.

А вот тут — полный разгул фантазии. Скадарское озеро – самое крупное на Балканах. Несмотря на то, что свое название оно получило от албанского города Шкодер, приблизительно на 3/5 оно находится на территории Черногории. Береговая линия занимает более полутора сотен километров, а количество островов переваливает за 50.

На берегах озера обитают кабаны, лисы, зайцы, встречаются волки. Помимо обилия обычной озерной рыбы в Скадарское озеро, по реке Бояна, заходят и некоторые представители морских рыб: лососи, угри и пр. Озеро мелкое, что способствует быстрому прогреванию воды, как следствие, продолжительность купального сезона превышает средний по стране. Зимой Скадарское озеро становится домом для сотен видов перелетных птиц.

Все вышеперечисленное, помимо удивительной красоты пейзажа, делает Скадарское озеро привлекательным как для охотников, рыболовов, орнитологов, фотоохотников-анималистов и пейзажистов, так и для лодочно-байдарочного туризма с палатками и без.

байдарка на озере

На байдарке по озеру

Организацией самых различных сторон этого туризма занимаются в Вирпазаре. Но самый распространенный бизнес – это организация лодочных экскурсий по озеру.

корабль на озерелодка в протоке

Катера и моторные лодки для этой цели причалены вдоль обоих берегов небольшой речки, рассекающей Вирпазар надвое.

причал

Белая лодочка под синей крышей — наша.

Договориться об экскурсии можно как с молодыми людьми на въезде в Вирпазар, так и в любой другой точке города: в ресторане, в гостинице, на пристани. Большой роли это не играет, так как везде работает одна и та же сплоченная «организация», предоставляющая одни и те же катера и лодки. С хлопцами на въезде можно торговаться. Нам скинули 5 евро. Думаю, такой коммерческий ход был изначально заложен в исходную цену. Короче, 45 евро на троих за 2 часа на моторке по Скадарскому озеру – минимум, который нам предложили. Если такое предложение вас заинтересует, уточните, а входит ли в эту цену сбор по 4 евро с человека за вход в Национальный парк (взимается государством). Если входит – соглашайтесь.

 

Мы предпочли заказать экскурсию в другом месте. Обошлось это вместе со сбором в 58 евро.

На катере по озеру

Нам на троих достался отличный 4-местный катер с крышей и малой осадкой, проплывавший там, где не всякая гребная лодка пройдет. Потом мы это оценили. К сожалению, а может к счастью, наш капитан никакого другого языка, кроме родного не знал. Поэтому говорил редко, пытаясь указать только на наиболее значимые с исторической или экологической точки зрения места.

С капитаном нам повезло. Озеро он знал отменно. Благодаря особенностям лодки, возил по таким тростниковым протокам, что можно было потрогать дно рукой.

протока, тростник

Сквозь тростниковые заросли


ребенок в лодке

До дна достать рукой!

протока

Лодка шла практически бесшумно. Жители этих проток с удивлением глазели на нас, а мы на них.

птицы на затопленном дереве

Пернатые аборигены

В другой раз, ускорял катер на открытой воде, и мы неслись параллельно стае взлетающих уток, точнее внутри этой стаи.

взлетающие птицы

 

Если шкипер замечал, что я фотографирую сбавлял скорость и лодка шла гладко, без прыжков по волнам. Провез мимо большинства исторических, где-то восстановленных, а где-то еще в руинах, крепостей и церквей.

старая крепость

Руины крепости Лесендро


руины старой крепости

Те же руины. Вид с другого бока

Проплывая по хитросплетениям озерных дорог, мы не могли не оценить красоту посещаемых и не посещаемых туристами островов, огромные поля озерных кувшинок – кубышек и тех, что у нас принято называть лотосами.   небо над озером

небо, острова

Озерная гладь и острова


кувшинки в воде

Поля кувшинок и тростника

поле кувшинок

 

озерная кувшинка

Кувшинка в естественной среде


кувшинки до горизонта

Царство озерных кувшинок

Два часа пронеслись, как один миг.

мы

Это мы. Довольные путешествием

Выйдя на берег, мы сердечно попрощались с нашим капитаном. Побродив между сувенирных прилавков и купив обязательные «hand made» изделия, произведенные не китайскими, а местными, черногорскими, руками, мы отправились дальше.

Нас ждала дорога на Муричи. Местные жители, не рекомендовали нам ехать выбранным путем. Навигатор его не находил. Но предостережениям свыше мы не вняли. А зря. Этот пункт нашего путешествия дался нам потом и кровью. В прямом смысле этих слов. И конечно, знай мы все заранее, то туда бы не поехали. Но мы поехали. Об этом – во второй части рассказа.

Обсуждение: 4 комментария
  1. Очень познавательная статья, расширяющая кругозор. Я никогда не была в Черногории, так вот хоть почитать интересно. А для тех, кто собрался ехать туда, Ваша статья будет отличным подспорьем!

    Ответить
    1. Андрей:

      Спасибо, Юлия! Черногория удивительно красива. С пляжами там, к сожалению, напряг — сплошные булыжники. Но мы приноровились. Да и если озаботиться этой темой, то пляжи найти можно. Собираюсь вскоре описать наш опыт решения данной проблемы. Когда (не «если», а именно «когда»)у Вас будет возможность посетите эту страну.

      Ответить
  2. Обязательно посещу! 🙂

    Ответить
    1. Андрей:

      Я не сомневаюсь. 🙂

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Подписка на обновление