О том, что мы увидели на маршруте №1, когда начали свой путь с ул. Некрасова, я писал в предыдущем посту. Там мы познакомились с циклопическими останками немецкой авиабазы «Нойтиф». Теперь, свернув на Морскую набережную, мы увидели и другие достопримечательности Балтийской косы. Это маршрут №2.
Немного о таймменеджменте
К сожалению, времени на этот маршрут у нас осталось микроскопически мало. Основную его часть мы израсходовали, осматривая руины и полуруины авиабазы «Нойтиф» и колеся по острову в надежде доехать до береговой зенитной батареи Лемберг.
Что у нас из этого получилось можно прочитать в предыдущем посте о маршруте №1.
Сейчас, зная где, что и как расположено и что реально достойно осмотра, а на что можно только мельком кинуть взгляд, мы перераспределили бы свое время. Но, как говорится, поезд уже ушел.
Совет, набившего себе шишку: готовьтесь к поездке и осмотру достопримечательностей Балтийской косы на берегу (в прямом и переносном смысле), т.е. до поездки, чтоб не метаться на месте.
Направление направо
Морская набережная идет от причала направо. И если проехать ее до конца, то волей-неволей упрешься сразу в 3 достопримечательности. А именно:
- Южный мол;
- Западный (Морской) форт;
- Песчаную косу с прекрасным пляжем.
Напишу о них не в порядке нашего их посещения, а в порядке вышеописанного перечисления.
Южный мол
Южный, так же как и Северный, мол, был необходим для сохранения глубины фарватера, и защищал его от заноса песком. Он так же оберегал суда от прихоти переменчивой погоды при их входе в гавань Пиллау.
Немного истории
Строился бездну лет! Предпринималось несколько попыток его создания, первая из которых относится к 1767 – 1768 годам. Все они, за исключением последней, были безрезультатны. Балтийское море, вроде бы не океан, но разрушительная мощь этих зеленовато-стальных вод может посоперничать с океанскими.
После того, как изменили сам принцип строительства, т.е. каменные глыбы стали не просто наваливать, а скреплять металлическими крепежами (якорями) с заполнением пространства цементом, дело пошло на лад. Но строили мол все равно долго, т.к. строительство шло только в приемлемую для этого погоду, т.е. в штиль. Наконец, в 1887 году, Южный мол был построен и освящен. Какое-то время по нему проходила узкоколейка. Сейчас рельсы сняли. На конце (голове) мола был поставлен знак с зеленым огнем. Он обозначал правую безопасную зону входа в порт. Красный огонь Северного мола обозначал левую.
***
На данный момент длина Южного мола составляет чуть более 1км. Знак на конце мола переделали, но его зеленый цвет неизменен.
Еще одна относительная достопримечательность Балтийской косы в том, что Южный мол – это одна из крайних точек нашей страны. Считается, что самая западная, но гложут меня в этом сомнения.
По молу стоит пройтись и полюбоваться морем.
Западный форт
Вот уж действительно достопримечательность Балтийской косы! Глядя на его руины можно подумать, что он участвовал в такой схватке, о которой помнят века. Но, несмотря на то, что его противник был более чем грозен, история довольно скудно отражает жизнь этой маленькой крепости.
Немного истории
Построен форт был в 1869 — 1871 годах и вместе с Восточным фортом (находится на материковой части Балтийска и для посещения закрыт) должен был перекрестным огнем защищать вход в пролив для безопасного прохода судов через залив Фришес Хафф (ныне Калининградский) к Кенигсбергу (ныне Калининград). Крепость была вполне боеспособна и могла выполнить задачу, ради решения которой ее и строили.
Но вот ирония судьбы – она никогда не принимала участия в хоть сколько-нибудь серьезных боевых действиях. А разрушена вовсе не попаданием снарядов и авиационных бомб, а ударами волн и морскими течениями, в том числе и приливными.
Дело в том, что при проектировании не было учтено воздействие течений и движение песка. Море вплотную подступило к фортификациям и начало свое непрерывное разрушительное воздействие. И хотя крепость признана памятником фортификационного зодчества XIX века, от этого признания форту легче не стало. Он продолжает разрушаться волнами, ветром и вандалами со все возрастающей скоростью.
***
Снаружи форт здорово разрушен морем. Гигантские его части обрушились и лежат в воде. Даже не верится, что тут не обошлось без человека. Но это действительно так. Вот несколько фотографий, чтоб было понятно, о чем я говорю.
Внутри бастион, вопреки ожиданиям, довольно сохранен.
И если в сторону моря многие стены рухнули, то с внутренней стороны стены форта еще вполне крепки. Внутри стен сохранились проходы, по которым, хоть там все и загажено, можно пройтись.
Некоторые коридоры идут через всю толщу стены насквозь и выходят на побережье. Света там, понятно, нет, и идти жутковато.
Выход из крепости ведет через каменные ворота в сторону Морской набережной.
Быть там и не погулять по одной из достопримечательностей Балтийской косы, Западному форту, на мой взгляд, непростительное упущение. Посещение обязательно!
Песчаная коса с пляжем
Да, это еще одна и, наверное, главная достопримечательность Балтийской косы – сама Балтийская коса. Образовалась она около 6000 лет назад за счет двух противоборствующих начал: море перемещает песок к берегу, а ветер гонит его обратно. Так образуется дюна.
Любопытно появление канала, отделяющего косу от материка. Это произошло буквально в один день – 10 сентября 1510 года вследствие сильнейшего шторма. Так Балтийская коса стала полуостровом.
К XVI веку деревьев на косе значительно поубавилось, а подвижность песков, наоборот, возросла. С середины XIX века их стали сдерживать лесопосадками и засевать песколюбивыми травами. Затея удалась на все 100%. Но по дюнам лучше все же не бегать, а если идете по пляжу, то лучше это делать по кромке воды.
На данный момент, из-за определенной изоляции и своего приграничного положения, на косе в значительно большей степени сохранился естественный природный мир характерный для Прибалтийского региона.
Пляж
Пляж на Балтийской косе ничем не уступает таковому же на Куршской косе. С той разницей, что отсутствуют какие-либо ограничения, присутствующие на Куршской, т.е. он реально дикий. Пляж настоящая достопримечательность Балтийской косы! Он великолепен!
Но есть в этой достопримечательности и опасная сторона.
Во-первых, никаких спасателей.
Во-вторых, что находится на дне не всегда понятно: может быть песок, как везде, а может отколовшийся кусок стены форта или разбитый блиндаж батареи Лемберг. Так что лучше купаться и от того и от другого места подальше.
И, в-третьих, отбойное течение или тягун или RIP – у него много названий. Вот это опасность, так опасность. Из-за рельефа дна (а песчаное дно непрерывно меняет рельеф) и так называемого ветрового течения, которое тоже меняется, отбойное течение может появиться в любом месте и утянуть даже очень хорошего пловца. Сопротивляться ему бесполезно. Надо просто знать, что делать. Если попали в него, надо плыть параллельно берегу и ждать, когда течение выдохнется. Обычно оно не бывает более нескольких десятков метров. Когда сила тягуна ослабеет, то уже легко выплыть из его струи и вернуться к берегу.
Вот тут я, наверное, чуток переусердствовал и немного напугал. Тягуны не самое частое явление, встречи с ним редки, но к такой неприятности надо быть готовым. А пляж на косе действительно хорош!
***
К сожалению, воспользоваться пляжем мы не смогли. Паром вот-вот уже вскоре должен был отходить. А на него еще надо было выстоять очередь. Так что пляж, так же, как и блиндажи батареи Лемберг мы оставили на следующее посещение. Думаю, эти достопримечательности Балтийской косы еще дождутся нас.
Малюсенькое заключение
У Балтийской косы есть сумасшедший потенциал! Куда больше, чем у Куршской. Но местные власти его пока не замечают. Но вот у меня вопрос. А станет ли лучше, когда они его заметят?
До встречи в других публикациях!
Очень интересно! Захотелось и на пляж, и форт посмотреть... И аэродром... 👏👏👏
Здравствуйте, Женя! Рекомендую это сделать. Аэродром стоит увидеть хотя бы потому, что идет активное его «освоение» (уничтожение строений). А вот пляж мы бы сами посетили. Надеюсь, в будущем, нам и Вам это удастся. 🙂
Спасибо за очень интересный рассказ из 2 частей!
Рад, что Вам понравилось. Заходите еще! 😉