Здоровье        30 сентября 2017        218         2

Прогноз двигательного развития детей с ДЦП по GMFCS

«Мой ребенок будет ходить?» Этот вопрос, наверное, самый частый, который я слышу на приеме при осмотре детей с ДЦП – детским церебральным параличом. Задают и другие вопросы, но ходить – это так важно! Это критерий, понятный абсолютно всем.

До поры, до времени классификация детского церебрального паралича в нашей стране носила больше описательный (топографический) характер. мозг и фигуры людей И никоим образом не отвечала на вопросы родителей о будущем их детей. Спастический гемипарез, спастическая диплегия, дистоническая форма, атаксическая форма – все это лишь описывало медицинскими словами то, что родители видели и без помощи врачей. Ответить же на самые простые, но такие важные вопросы медикам было трудно.

Нет, конечно, ребенок с гемипарезом был куда перспективнее в двигательном развитии, чем малыш с двойной гемиплегией. Перспективнее. Но и только. А будет он ходить? А бегать? Или только сидеть? Вопросов всегда больше, чем ответов. И имевшаяся классификация детского церебрального паралича не способствовала их возникновению. Дети с ДЦП рассматривались и так и сяк, а единообразия в оценке их перспектив все не было.

Но в 1997 году профессором Канадского университета МакМастер Робертом Палисано с коллегами была разработана классификация ДЦП, основанная на функциональных возможностях ребенка без определяющей привязки к «топографической» форме этой патологии. Дети с ДЦП оценивались с точки зрения возможности выполнения ими движений, соответствующих возрастным нормам развития ребенка. Система была названа – GMFCS (Система оценки глобальных моторных навыков). Данная классификация позволила оценить перспективы двигательного развития ребенка, определить такое направление, как  реабилитация детей с церебральным параличом и их социальная адаптация. Позволила родителям, врачам и реабилитологам объединенными усилиями проводить целенаправленную и потому более эффективную реабилитацию. «Система оценки глобальных моторных навыков» ответила на вопрос, прозвучавший в начале статьи.

 

В чем суть GMFCS?

Во главу угла GMFCS была поставлена возможность перемещения. Ползком, на четвереньках, на ногах, на инвалидной коляске, с помощью и без. То есть любым, доступным пациенту способом. Другие движения оцениваются тоже, но основная суть шкалы GMFCS – это возможность самостоятельного перемещения в пространстве. дети разных уровней по GMFCS

Шкала GMFCS, не оценивая сохранность интеллекта ребенка, определяет тяжесть ДЦП именно со стороны опорно-двигательного аппарата и возможности самостоятельнго передвижения. Причем не только на момент производимой оценки, но и дает прогноз на отдаленное будущее. Перемещения из одного функционального класса в другой практически не происходит. Изредка такое возможно, но только у маленьких детей.

 

Шкала GMFCS. Структура

Шкала GMFCS делит детей с ДЦП на 5 функциональных классов (или уровней) в соответствии двигательным навыкам, приобретенным в определенные возрастные промежутки. Возрастных промежутков тоже 5: до 2 лет; от 2 до 4 лет; от 4 до 6 лет; от 6 до 12 лет и от 12 до 18 лет. Самым легким является 1-ый функциональный класс, самым тяжелым – 5-ый.

 

Двигательные навыки, соответствующие тяжести ДЦП по GMFCS

При постановке диагноза с указанием тяжести двигательных нарушений по GMFCS не производят детальную расшифровку того, что пациент может. Просто пишут аббревиатуру с указанием номера функционального класса. Например: «ДЦП, спастическая диплегия, GMFCS 3», т.е. у пациента 3-ий функциональный класс спастического ДЦП с преобладающим поражением ног.

Итак, что будут уметь дети разных классов ДЦП

 

GMFCS 1

Возрастные периоды

Двигательные навыки

 

к 2 годам

  • Сидят без поддержки, манипулируя руками
  • Сами встают с пола
  • Ползают на четвереньках
  • Ходят, сначала используя опору, а с 1,5 лет уже самостоятельно
  • Изредка передвигаются на четвереньках

В 2 – 4 года

  • Ходят самостоятельно. Ползание полностью отошло в прошлое

В 4 – 6 лет

  • Могут бегать и прыгать. Но пересеченная местность вызывает затруднения, а ускорения лишены четкости – страдает координация
  • Поднимаются по лестнице самостоятельно, но используя перила

В 6 – 12 лет

  • Ходят по пересеченной местности. Бегают и прыгают с небольшим нарушением равновесия
  • Не нуждаются в перилах на лестнице

В 12 – 18 лет

  • Ходят, бегают, прыгают
  • Прогулка по пересеченной местности не вызывает больших затруднений
  • Могут заниматься спортом, но без участия в соревнованиях, где ловкость и координация являются ключевым фактором

 

GMFCS 2

Возрастные периоды

Двигательные навыки

 

к 2 годам

  •  Сидят, опираясь руками или балансируя ими
  • Ползают преимущественно на животе, изредка на четвереньках
  • Встают с опорой и ходят, держась за окружающие предметы

В 2 – 4 года

  • Сидят без поддержки. Плохо балансируют и могут упасть, если обе руки заняты
  • Ползают на четвереньках (движение конечностей попеременное)
  • Встают с пола, подтягиваясь или опираясь на что-то
  • Могут ходить, держась за опору или в поддерживающих устройствах

В 4 – 6 лет

  • Уверенно сидят в кресле, легко манипулируют руками
  • Встают самостоятельно, но иногда нуждаются в опоре
  • Ходят без использования подсобных средств, но только на небольшие расстояния и по ровной поверхности
  • На лестнице используют перила или помощь другого человека

В 6 – 12 лет

  • При пешем передвижении, используют ручные или колесные средства лишь при долгой дороге или на сложной местности
  • Некоторые дети могут бегать и даже прыгать, но неловко и со значительными ограничениями

В 12 – 18 лет

  • Ходят сами. Решение о необходимости колесного или ручного вспоможения (сложная местность, дальний путь) принимается пациентом самостоятельно
  • Используют перила при передвижении по лестнице
  • Бегают и прыгают, но качество этих движений уступает здоровым сверстникам

 

GMFCS 3

Возрастные периоды

Двигательные навыки

 

к 2 годам

  • Переворачиваются на живот и обратно
  • Сидят с поддержкой за таз
  • Могут ползать на животе (движение конечностей крайне редко бывает реципрокным)

В 2 – 4 года

  • Сидят на полу с поддержкой или при положении ног «W», т.е с бедрами и коленями развернутыми внутрь
  • Ползают на животе. Движение конечностей редко бывает попеременным

В 4 – 6 лет

  • Сидят на стуле. Могут садиться и вставать с него, если есть опора или можно за что-нибудь подтянуться. Но если ребенок совершает какую-либо работу обеими руками, то необходимо фиксировать его таз и туловище
  • Ходят на малые расстояния с опорой на ортопедические трости или костыли, а при длительном путешествии используются инвалидные коляски с внешней транспортировкой
  • Преодоление ступеней возможен только при поддержке взрослым

В 6 – 12 лет

  • Сидят. Садятся и встают при наличии опоры, но нужна фиксация таза при действии обеими руками
  • Ходят, используя ортопедические трости, костыли или ходунки для передвижения на небольшие расстояния. Для более серьезных путешествий требуются инвалидное кресло или мотоколяска
  • Подъем по ступеням требует наличия перил и внешней
В 12 – 18 лет
  • По дому перемещаются, используя ортопедические трости, костыли или ходунки
  • Сидят с фиксированным тазом
  • Встают со стула с опорой или с поддержкой взрослого
  • В школе используют инвалидное кресло или мотоколяску, которыми управляют самостоятельно
  • На улице управляют мотоколяской самостоятельно или нуждаются в помощи взрослого, транспортирующего обычное инвалидное кресло
  • Идут по ступеням, держась за перила и при сторонней поддержке

 

GMFCS 4

Возрастные периоды

Двигательные навыки

 

к 2 годам

  • Поднимают и удерживают голову  лежа на животе
  • Переворачиваются на живот  и обратно
  • Сидят только с поддержкой

В 2 – 4 года

  • Сидят, опираясь руками.
  • Перемещаются перекатом или ползком на животе (движение конечностей не попеременное)
  • Сидят и стоят только при применении специальных вертикализаторов

В 4 – 6 лет

  • Сидят на стуле с зафиксированным туловищем. В этом случае могут манипулировать руками
  • Садятся и встают с помощью
  • В лучшем случае ходят в ходунках, но даже такое передвижение затруднено и реализуется редко
  • Основное передвижение – внешняя транспортировка в инвалидном кресле.

В 6 – 12 лет

  • Сидят на адаптированных сиденьях с фиксированным тазом и туловищем
  • В домашних условиях передвигаются перекатами или ползком на животе
  • Ходьба возможна в ходунках и при внешней помощи
  • Основной способ перемещения – колесное кресло с внешней транспортировкой или мотоколяска
  • Преодоление лестницы возможно с помощью взрослого

В 12 – 18 лет

  • Сидят на адаптированных сиденьях с фиксированным тазом и туловищем
  • Ходят в специальных ходунках или с помощью 1-2 взрослых.
  • Способны вставать с помощью
  • Основной способ перемещения – внешняя транспортировка или мотоколяска

 

GMFCS 5

Возрастные периоды

Двигательные навыки

 

к 2 годам

  • Голову в положении на животе приподнимает, но не удерживает.

В 2 – 4 года

  • Поднимают и непродолжительное время удерживают голову. Самостоятельно не переворачиваются.
  • Самостоятельное, целенаправленное передвижение невозможно. Все перемещения совершаются за счет других людей

В 4 – 6 лет

  • Специальные приспособления необходимы для фиксации туловища и головы в специализированном кресле в положении сидя.
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.

В 6 – 12 лет

  • Вертикализаторы используются для придания позы сидя и стоя, но в полной мере не способны компенсировать нару
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.

В 12 – 18 лет

  • Вертикализаторы используются для придания позы сидя и стоя, но в полной мере не способны компенсировать нарушения.
  • Перемещения возможны только при внешней транспортировке.

 

Сильные и слабые стороны GMFCS

Сильные стороны

  • Универсальность. Классификация применима для любой формы церебрального паралича. И понятна специалистам во всем мире.
  • Постоянство уровня двигательных возможностей. Независимо от возраста и формы церебрального паралича, пациент остается на своем двигательном уровне и в 2 года и в 18 лет.
  • Конкретность навыков и время их возникновения. В каждом классе есть определенный набор движений, которыми пациент может овладеть. Известно, какими именно и в каком возрасте. Например, бесполезно пациента 4-го уровня учить стоять без поддержки. А 2-го – и можно и нужно. Но требовать этого, положим, в 1,5 года – бессмысленно, зато к 4 – 5 годам подобный навык обязателен.
  • Определенность будущих моторных возможностей. Знание медиками и родителями функционального класса переоценить невозможно! Оно определяет направление реабилитации детей с церебральным параличем, набор и последовательность реабилитационных мероприятий. Это знание дает возможность социализировать ребенка и определить круг его будущих интересов и возможностей.

Слабые стороны

  • Возрастной фактор. В грудном возрасте трудно определить, к какому классу будет отнесен больной. Отсюда могут возникать ошибки с первоначальной оценкой степени тяжести ДЦП.
  • Некая размытость возможностей. Внутри каждого класса пациент может реализовать все 100% своих возможностей, а может лишь частично. Это зависит от многих факторов. Кроме того, некоторые навыки стоят как бы на границе двух смежных уровней. Оценка моторных навыков пациента должна быть комплексной.
  • Зависимость от внешних факторов. Перемещение из одного функционального уровня в другой происходит крайне редко. Но внутри своего уровня пациент может достичь большего или меньшего. И это зависит от отличных от болезни факторов: силы воли самого ребенка, настойчивости его родителей, квалификации реабилитолога, материальных ресурсов семьи и пр.

Теперь, вооружившись знанием «Системы оценки глобальных моторных навыков», можно ответить на вопрос, прозвучавший в начале статьи.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Информация, изложенная в статье, будет очень полезна родителям деток с этим страшным недугом — ДЦП. Вооружившись знаниями, которые описаны в статье, родители смогут чётко понимать, чего им ждать от той или иной степени ДЦП, и вовремя предпринимать правильные действия в отношении развития ребёнка. Чувствуется, что автор « болеет» за своё дело и хочет помочь и детям, и их родителям всем сердцем.

    Ответить
    1. Андрей:

      Спасибо, Юля. Для родителей детей с ДЦП и писал.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики
Подписка на обновление